Экспорт топливных брикетов

Не менее половины брикетов и пеллет, произведенных в Украине в прошлом году, было отправлено на экспорт, по большей части, в страны Западной Европы. Основные сегменты экспортного рынка твердого биотоплива по типам потребителей/покупателей в последние годы разделены ниже описанным образом.

  1. Местные котельные малой и средней мощности. Производители тепловой энергии средних и малых мощностей за счет относительно малых объемов закупки способны предложить поставщикам более привлекательные цены. Такие потребители чаще всего осуществляют закупки через торговых посредников и агентов, хотя иногда закупают и напрямую у украинских производителей. Отсутствие посредников позволяет производителю получать более высокую цену за продукцию. Требования к качеству у данных покупателей не очень жесткие, так как сжигание продукции осуществляется в небольших котлах, оборудованных неприхотливыми системами подачи топлива. Таких потребителей в первую очередь интересует теплотворная способность и влажность брикетов, а не их зольность, внешний вид или механическая прочность.
  2. Крупные электростанции и ТЭЦ. Данная категория потребителей предлагает привлекательные для производителей условия бизнеса. Энергетические компании обладают значительными финансовыми ресурсами, позволяющими осуществлять капиталовложения в инфраструктурные проекты с большими сроками окупаемости — создание электростанций или котельных на биотопливе, строительство новых биотопливных производств. Однако, надо отметить, что в настоящее время данный сегмент ориентирован в основном на потребление пеллет, что связано с их удобством автоматической подачи в топки. Крупные потребители предъявляют мягкие требования к качеству биотоплива. Для таких заказчиков главная характеристика качества биотоплива — его количество, ежемесячный объем отгрузки. Другие технические характеристики качества биотоплива в большинстве случаев имеют второстепенное значение. Крупные потребители готовы и хотят работать по прямым контрактам — непосредственно с производителями в Украине, для минимизации цен.
  3. Частные потребители.Потребительский сегмент может обеспечить максимальную прибыль. Сложность — в его функционировании по принципу розничных рынков — с длинными оптово-розничными каналами распределения, высокой маржой посредников, необходимостью вкладывать средства в рекламу, брендинг и продвижение в торговых сетях.

    Поставки брикетов только непосредственным потребителям, впрочем, не является однозначным условием успеха биотопливного производства. Посредники — не всегда спекулянты, зачастую они выполняют важные функции и обеспечивают дополнительную эффективность каналов распределения. Можно выделить ниже описанные виды посредников.

  4. Торговцы, снабжающие промышленных потребителей. На экспортном рынке отечественных брикетов наибольшую активность проявляют торговые компании, представляющие интересы промышленных потребителей, а именно, компании и предприниматели, имеющие опыт работы на различных топливных рынках, профессиональные трейдеры. Они готовы работать с относительно небольшими объемами от каждого, так как аккумулируют брикеты, произведенные в разных местах, и поставляют его крупными партиями своим заказчикам. Такая схема позволяет им экономить на логистике и платить более высокую закупочную цену производителям, а также гарантировать бесперебойное снабжение продукцией заказчикам. Покупатели этой категории могут достаточно гибко подходить к решению коммерческих вопросов и предлагают своим поставщикам более привлекательные условия закупки. Их требования к качеству брикетов такие же, как и у самих потребителей. Кроме того, оптовые торговцы чаще всего могут принимать брикеты в различной упаковке, на любом удобном производителю базисе поставки и оплачивают полученный товар по факту поставки или авансом.
  5. Розничные торговцы. Покупатели, привлекательные для производителей — европейские компании, осуществляющие розничную торговлю брикетами на европейском рынке под собственными брендами через свои торговые сети. Обычно они готовы платить за топливные брикетыдовольно высокую цену. Однако здесь имеют место высокие требования к качеству — если производитель способен обеспечивать его, этот сегмент для него перспективен.

    Подобное сотрудничество требует особого внимания к вопросам логистики, но позволяет получить высокую отгрузочную цену на заводе, что обеспечивает производителю высокую рентабельность и короткие сроки окупаемости инвестиций.

  6. Агенты. Производители брикетов регулярно получают запросы на поставку топливных брикетов в ту или иную страну от агентов — различных компаний и предпринимателей. Многие агенты представляют одних и тех же покупателей и рассчитывают на комиссионное вознаграждение. В ряде случаев деятельность агентов способствует заключению успешных сделок между производителями и фактическими покупателями брикетов.

В экспорте топливных брикетов важную роль играют требования к качеству продукции. На сегодняшний день украинских стандартов на брикеты не существует, и отечественные производители сегодня ориентируются на западные стандарты. Однако, в Европе также не существует единого европейского стандарта на брикеты, и в разных странах они значительно отличаются. Между тем, в последнее время эксперты все чаще высказывают мнение о том, что при производстве брикетов следует ориентироваться не столько на стандарты, сколько на реальные требования покупателей. Опыт общения с европейскими потребителями брикетов также показывает, что декларируемая ими привязка к тому или иному стандарту является скорее ориентиром, чем жестким и окончательным требованием.

Спрос на биотопливо в Западной Европе вот уже более 10 лет подряд значительно превышает предложение. По мере увеличения объемов производства растет и потребление. Емкость рынка топливных брикетов промышленного назначения — не ограничена, так как их без существенного переоборудования можно использовать на угольных котельных и электростанциях. Причем, чем больше доля биотоплива в топливном балансе этих мощностей, тем больше прибыли они зарабатывают, благодаря сокращению экологических платежей и дотациям на производство «зеленой энергии». С другой стороны, производство биотоплива не может быть увеличено мгновенно, для этого требуются капиталовложения и некоторое время. В условиях дефицита, под воздействием государственной политики и увеличения стоимости традиционных энергоносителей, растут и цены на биотопливо, делая рентабельной переработку все новых видов биомассы. Как следствие, с каждым годом данный рынок стремительно набирает обороты, уровень цен увеличивается, растут объемы производства и потребления.